ОБЗОР ПРЕССЫ № 305

19 декабря 2008
Последние исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) свидетельствуют: почти половина населения страны не довольна нашим средним образованием, сообщает газета «Московский Комсомолец» от 15 декабря в заметке «Школа, садись, два!».  Негативную оценку ситуации в школе в общей сложности дали 45% опрошенных. При этом каждый третий заявил, что она тревожная, а еще 13% - что попросту кризисная. Лишь чуть более трети (37%) полагают, что ситуация в школе в общем-то нормальная. А 3% - даже, что она отличная. 15% респондентов с ответом затруднились.
 
Примечательно, что и негативную, и позитивную оценку школе дают те, кто сталкивается с ней на собственном опыте: тревожной обстановку в школе считают 36% тех, в чьих семьях есть школьники, а нормальной – 43% таких же семей. Решающую роль в определении позиции, как явствует из исследования, играют другие факторы. А именно – образование и возрастная группа респондента. Так негативную оценку школе дают в основном те, кто помнят, как учили раньше (до 40% не одобряющих нынешней школы составляют люди, которым сейчас 35-59 лет), а также обладатели высшего образования (35%). О том, что ситуация нормальная, чаще говорят недавние выпускники – 18-24-летние россияне (51%), а с ними те, у кого лишь среднее образование (40%). 
 
Единодушными респонденты оказались в другом. Без малого три четверти опрошенных (71%) поддержали предложение Дмитрия Медведева разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Особенно по сердцу эта идея пришлась тем, в чьем ближайшем окружении есть школьники (72%), и молодежи – 18-34-летним россиянам (73-74%). Впрочем, среди энтузиастов выявилась значительная группа скептиков. Почти каждый пятый (19%) полагает, что, хотя президентские меры и правильные, толку от них не будет, во всяком случае, существенного повышения качества образования они не ожидают. Чаще всего эти опасения высказывают те, у кого есть дети, внуки, братья или сестры, обучающиеся в школе (20%) и люди среднего возраста – 35-44-летние респонденты (22%). А вот в необходимости разработки новых стандартов проектирования и оснащения школ не сомневается практически никто. 71% россиян полагают, что это будет реально способствовать повышению качества образования. Неэффективной и безрезультатной эту меру считают лишь 4% респондентов, а 17% хоть и ожидают повышения качества образования, но опасаются, что отдача будет не очень большой. Одобряют наши люди и построение системы поиска и поддержки талантливых детей – 62% опрошенных, поровну среди тех, у кого есть в семье школьники, и тех, у кого их нет. В то же время каждый четвертый уверен, что на практике эта затея вряд ли поспособствует повышению качества образования. Причем чаще всего так думают те, у кого в семье есть школьники (26%).
 
Обеспокоенность общества состоянием отечественной школы полностью совпадает с мнением специалистов – учителей и детских психологов. Корень проблем, по их мнению, лежит в неправильной подготовке учителя. А, значит, с нее реформу среднего образования и надо начинать. По словам президента Федерации психологов образования России, ректора Московского городского психолого-педагогического университета Виталия Рубцова, задача современного педагога – не только вооружать ребенка знаниями, но, главным образом, прививать ему желание и умение учиться. То есть получать удовольствие от учебы. Для этого, подчеркнул он, учитель должен знать на «пятерку» не только свой предмет, но и возрастную психологию. А, значит, иметь и педагогическую, и психологическую подготовку. Нынешний стандарт высшего педобразования такой возможности не дает. И, чтобы восполнить этот пробел, специалисты Московского городского психолого-педагогического университета разработали новый. Если он будет принят, вместо специальности «Педагогическое образование» появится направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», в рамках которого будущих учителей и воспитателей детских садов будут учить полностью раскрывать интеллектуальный и личностный потенциал своих учеников. Проект нового образовательного государственного стандарта для будущих учителей уже одобрен комиссией Мосгордумы по образованию и науке. В Минобрнауки его только начали изучать. Однако, по словам замминистра Исаака Калины, он лично не имеет ничего против включения психологической составляющей в название специальности педагога.
 
******************************
На Всероссийской итоговой конференции «Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики» было решено создать ресурсные центры на базе бывших училищ и начать обучать в них нужным для страны профессиям. Итоги конференции – в статье под названием «Хочешь прилично зарабатывать? Иди учиться в колледж!», опубликованной в газете «Комсомольская Правда» от 15 декабря.
 
Если бы не было кризиса, то стоило его придумать хотя бы для того, чтобы наконец честно себе признаться: не нужно нам столько специалистов с высшим образованием. Если пару лет назад каждый второй работодатель требовал от соискателя «вышку» (пригодится не пригодится она на работе - дело второе), то сейчас стало понятно - вузовская корочка отнюдь не гарантирует, что ее обладатель - грамотный специалист. Работодатели потянулись к учреждениям начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО). Именно в них они видят кадровый потенциал, и не напрасно. Об этом на прошедшей Всероссийской итоговой конференции говорил вице-премьер правительства РФ Александр Жуков: «По запросам работодателей в сфере НПО и СПО разработано 250 новых программ в 2007 году и 352 - в 2008 году. Обучаются по новым программам уже 25 000 человек».
 
Крупные предприятия хотят быть уверенными в том, что на работу к ним придет не полукриминального вида недоучка, а уверенный современный человек, который гордится своей профессией. «Синий воротничок» на Западе - вовсе не ругательное выражение, - считает исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Елена Соболева, - это достойный образ жизни, это хорошая зарплата, это возможность учить своих детей. Наше общество тоже движется в этом направлении, и уже завтра конкурс в учреждения НПО и СПО может нас удивить».
 
В наследство от советских времен нам досталось огромное количество начальных и средних профессиональных учебных заведений. Существование они влачили по большей части жалкое, конкурс отсутствовал в принципе, оборудованием учебных мастерских впору было пугать впечатлительных иностранцев, которые такого не видели лет приблизительно пятьдесят. Таких полуголодных, обветшавших заведений в стране было почти шесть тысяч!  Национальный проект совершил в этой сфере грандиозный прорыв. Хотя, казалось бы, конкурсные деньги получили всего около 5% училищ по стране. Но ведь задача «накормить» всех вовсе не стояла! Министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал об этом на своей пресс-конференции: «Мы не ставили задачу перед собой - переобустроить учреждения, принадлежащие федеральному центру (во многих регионах есть училища, принадлежащие местным властям, а есть - федерального подчинения). Но это технически невозможно. И неправильно! Потому что все-таки есть и ответственность регионов. Мы хотим запустить каталитическую реакцию: показать, что и как можно сделать из учреждений начального и среднего профессионального образования».
 
А сделают из них в итоге так называемые ресурсные центры. Они объединят вокруг себя несколько учреждений НПО и СПО и сосредоточат мощности для обучения нужным для конкретного региона специальностям. Разумеется, в состав таких ресурсных центров попадут не все. Кое-какие училища, возможно, останутся за бортом, и к этому надо быть готовыми. «Какое количество ресурсных центров будет создано по России - трудно сказать, но совершенно очевидно, что инфраструктура будет измеряться цифрами 200 - 300 единиц. Сеть учреждений НПО и СПО будет оптимизирована. Количество уменьшено, но качество должно резко возрасти», - объясняет Елена Соболева.
 
Пока в стране господствовало представление о том, что высшее образование необходимо всем и каждому, так случалось часто. Закончил человек свое среднее профессиональное образование - и бегом сдавать документы в вуз. Спрашивается, зачем государство потратило деньги на его обучение, если работать по специальности он все равно никогда не выйдет? Приобретет диплом какого-нибудь менеджера - и поминай как звали. Чтобы этого не происходило в массовом порядке, государство совместно с Минобрнауки работает над повышением престижа рабочих профессий. Много делает и бизнес. В этом году софинансирование учреждений НПО и СПО со стороны работодателей составило 6,8 млрд. рублей, и это больше, чем вложило государство. Развивается система заказов: предприятия делают запрос в училище на специалистов определенного профиля, помогают разрабатывать соответствующие ученые программы, организовывают практику, а потом приглашают выпускника к себе на работу. Таким образом выпускники училищ получают почти стопроцентную гарантию трудоустройства. Сейчас, в условиях кризиса, это особенно важно.
 
Надвигающаяся безработица пугает многих. Особенно представителей финансовых и гуманитарных специальностей. Вот тут и помогут начальные и средние профессиональные учебные заведения. Как отметил Андрей Фурсенко, «в рамках преодоления тяжелой экономической ситуации одна из задач - обеспечить переподготовку, переориентацию специалистов. И на это будут выделены существенные деньги». Министр сообщил, что проект этот рассматривается, и такая работа даст свои плоды уже к 2010 году. Несмотря на сложную ситуацию с деньгами, финансирование НПО и СПО в рамках нацпроекта «Образование» будет продолжаться. Государство надеется, что будут участвовать в реформировании училищ и работодатели. Потому что грамотные кадры - это будущее бизнеса, а все кризисы все равно когда-нибудь заканчиваются.
 
*****************************
 
23 процента российских учителей ведут педагогические дневники в Интернете. Сегодня, готовясь к урокам, 47 процентов учителей создают банк данных по своему предмету, а 39 процентов - банк данных по методикам преподавания. Школа все быстрее становится "территорией Интернета". Об этом корреспондент «Российской газеты» беседует с руководителем Центра социологии образования РАО профессором Владимиром Собкиным. Интервью под названием «Вам E-mail, директор» опубликовано в номере от 15 декабря.
 
Российская газета: Владимир Самуилович, пять лет назад исследование, проведенное на соцфаке МГУ, показало: компьютером не умеют пользоваться 40 процентов учителей и каждый пятый директор школы. А как сейчас?
Владимир Собкин: Не пользуются компьютером меньше одного процента педагогов. Среди директоров таких нет. Опытными пользователями себя считают 32 процента директоров и завучей, 7 процентов оценили свое владением компьютером еще выше.
 
РГ: Недавно один из больших чиновников откровенно признался, что считает компьютер злом и сам за ним не работает. А вы как считаете, от компьютера больше пользы или вреда?
Собкин: В конце 80-х годов мы с Василием Васильевичем Давыдовым, директором Института психологии, были в командировке в Нидерландах. Я получил за выступление довольно большой гонорар и купил простенький персональный компьютер. А Давыдов уверял, что за клавиатуру никогда не сядет: "Как писал ручкой, так и буду писать". Знаю замечательных поэтов, которые работают только на пишущих машинках. Одному из них - Юлию Киму - я даже подарил свою "Оптиму". Понятно, что он, как современный человек, владеет компьютером, но для работы ему надо ощущать стук клавиш. Компьютерная грамотность - вещь не такая уж сложная. Но надо понимать, что с этой грамотностью делать. Можно отчеты для дирекции копировать и каждый год подставлять новые данные. А можно создать банк данных учеников, где фиксировать их успехи и неудачи, организовать формы контроля с помощью компьютера, расширить информационное пространство с выходом в Интернет и среду урока. К сожалению, 9 процентов учителей вообще не пользуются Интернетом.
 
РГ: Но ведь нигде не записано, что педагог должен дать столько-то таких-то уроков с выходом в Интернет?
Собкин: В таком виде - нет. Да это и не нужно. По данным наших опросов, три года назад 21 процент учителей не использовали компьютер в учебной деятельности. Сейчас таких всего 10 процентов. Зато каждый третий учитель использует компьютер несколько раз в неделю. Мы интересовались: для решения каких задач это нужно? Многие педагоги сказали, что компьютер нужен им для презентаций уроков. Они ищут в Интернете обучающие программы и применяют специальные компьютерные программы контроля знаний. Две трети учителей дают домашние задания, выполнение которых требует использования компьютера, а 23 процента ведут компьютерные педагогические дневники. Это очень обнадеживающие цифры.
 
РГ: В одном из своих исследований вы назвали цифру - всего 37 процентов школьников читают книги. Но может, они еще и электронные книги читают?
Собкин: Нет. Мы задавали детям этот вопрос. Падает и интенсивность чтения, и количество прочитанных книг. Читают в России меньше все - и взрослые, и школьники. Электронные книги никогда не заменят настоящее чтение: тексты, которые читаются на компьютере, и тексты, которые можно читать на компьютере, - разные вещи. Пушкина, к примеру, на компьютере я бы вообще никогда не стал читать. Книгу надо читать, держа ее в руках. Электронные тексты - всегда мозаичное чтение, которое не предполагает длительного переживания и проживания.
 
РГ: Сейчас модно отдавать детей в школу раньше 7 лет. Стоит ли торопиться?
Собкин: С моей точки зрения - нет. На Западе есть термин "сколяризация детства и дошкольной системы воспитания" от слова school. Каждый возраст имеет свои важные значимые моменты для жизни человека. То, что ребенок быстро пробежит какую-то фазу, не означает, что он дальше будет успешным. Может быть, родителям кажется, что "лишний" год в детском саду сидеть не стоит. Но каждый возраст надо проживать полноценно. И хорошо еще, если ребенок попадет в школу, которая нацелена на развивающее обучение. А если там оценивают детей только по скорости чтения?
 
РГ: Как вы относитесь к профильному обучению и разделению школ на ступени?
Собкин: Это нормально. На Западе давно все это есть. А как у нас? Вот ребенок попал в первый класс, занял свою социальную позицию как неуспевающий или середнячок. Такая метка будет сопровождать ребенка всю школьную жизнь. Избавиться сложно. Ступени - это форма взросления, ученик переходит в следующую ступень и занимает другую нишу. Может быть, совсем не середнячка, а успешного ученика в классе. Профильное обучение тоже считаю делом неплохим, в прежней российской школе так ведь и было. Я учился в школе, где были математический класс, класс токарей, а еще был класс, который что-то такое делал для базового предприятия "Физприбор". И все были на равных. Проблема школьных перегрузок есть, но я считаю, что гораздо тягостнее безделье.
 
****************************
 
Если завтра проверка Рособрнадзора придет в ваш регион – не факт, что потом там ничего не закроют
Как сообщает пресс-служба Рособрнадзора, обнародованы результаты плановой проверки вузов в двух регионах РФ. Соблюдение лицензионных правил и качество подготовки студентов в проверенных учреждениях вызывают у министерства тревогу.  Рассказывает «Независимая газета» от 17 декабря в статье «Мина вузовского действия».
 
Итак, в Воронежской области проверили 22 вуза и филиала, а также 33 представительства вузов. По данным Рособрнадзора, лицензионным нормам соответствуют (с оговорками) – всего лишь пять вузов. Значительные нарушения в выполнении лицензионных нормативов выявлены в Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко, в Воронежском филиале «Московской открытой социальной академии». Но если лицензионные проблемы (в принципе) быстроустранимы, то быстро улучшить качество подготовки специалистов едва ли получится. А нарушают установленный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Воронежский государственный университет; Многоуровневый образовательный комплекс «Воронежский экономико-правовой институт; филиал «Воронежский экономико-правовой институт» в г. Россоши; Воронежский филиал НОУ «Московский институт экономики, менеджмента и права».  Многочисленные нарушения в работе представительств нашли в Воронежском государственном аграрном университете имени К.Д.Глинки (Павловск, Лиски, Нововоронеж, Острогожск, Россошь, Калач, Борисоглебск, Озерки), Институте современной экономики (Воронеж); Московском экономико-финансовом институте (Воронеж).  Ряд представительств высших учебных заведений, не дожидаясь проверки, поспешили самоликвидироваться. Это представительства Всероссийского заочного финансово-экономического института (Калач); Всероссийского заочного финансово-экономического института (Россошь); Ивановской государственной текстильной академии (Воронеж).
 
В Ханты-Мансийском автономном округе проверили 39 вузов и филиалов, 25 представительств вузов. Лицензионным нормам с трудом соответствуют четыре вуза. Значительные нарушения нашли в филиалах Ханты-Мансийского государственного медицинского института, Ивановского государственного энергетического университета в г. Радужном, ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина)» в г. Югорске, Российского государственного профессионально-педагогического университета (в Советском). Ректорам вузов Рособрнадзор разослал предписания, требуя выполнить условия лицензионных требований. И, так же как в Воронежской области, ряд филиалов и представительств поспешили заявить о ликвидации. Речь идет о Нижневартовском филиале Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова, филиале Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в г. Радужном, Ханты-Мансийском филиале Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, филиале государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» в г. Мегионе.
 
По данным Рособрнадзора, качество подготовки студентов страдает в филиалах Северо-Западной академии государственной службы (Нижневартовск), Тюменского государственного нефтегазового университета (Нефтеюганск); Тюменского государственного нефтегазового университета (Нягань), Тюменского государственного нефтегазового университета (Урай), Тюменского государственного университета (Урай), Института бизнеса и права (Нижневартовск), Российского государственного социального университета (Советский), Уральской академии государственной службы (Лангепас). Качество не соответствует стандарту в Сургутском государственном педагогическом университете, в Нижневартовском экономико-правовом институте (филиал), в Тюменском государственном университете.
 
С представительствами вузов тоже все плохо. В соответствии с законодательством работают лишь 3 из 25, остальные – с многочисленными нарушениями. Особые претензии у Рособрнадзора к Сибирскому институту бизнеса и информационных технологий, разбросавшему аж пять своих представительств по краю. А в «самоликвидаторах» здесь – Тюменский государственный архитектурно-строительный университет (Урай, Нижневартовск, Лянтор, Нефтеюганск), Сургутский государственный университет (Нефтеюганск), Московский государственный открытый университет (Нефтеюганск), Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (Сургут, Нижневартовск, Лангепас, Ханты-Мансийск), Сибирская государственная геодезическая академия (Нягань), Омский государственный университет (Сургут), Уральский государственный университет им. А.М.Горького (Нефтеюганск), Тюменский государственный университет (Нефтеюганске), Уральский юридический институт МВД России (Нягань).
 
Итого 19 филиалов и представительств закрылись сами. Рособрнадзору удалось основательно их напугать. На очереди еще с десяток вузов, которые уже может закрыть сам Рособрнадзор. И это только в двух регионах. Вопрос: хорошо, что ликвидируются плохие вузы? Хорошо. Только что будут делать со студентами? Как говорил ранее министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, студенты от закрытия вузов не пострадают. Как ответил руководитель пресс-службы Рособрнадзора Сергей Шатунов сегодня, устройство дальнейшей судьбы молодых людей находится в руках администрации самих вузов и их учредителей. Получается, если учредителем вуза является Рособразование, оно имеет достаточно возможностей для устройства студентов. Если вуз – частный, проблема обостряется...  Кстати, если взглянуть на представленный выше список «отличившихся», то получается, что речь порой идет о филиалах довольно известных вузов (на что, видимо, и покупаются будущие студенты). Как заявил Сергей Шатунов, черных списков вузов, дающих некачественное образование, у Рособрнадзора нет. А если списков нет... мина для абитуриента может сработать в любом месте и в любое время.