ОБЗОР ПРЕССЫ № 339

22 сентября 2009
Федеральное агентство по образованию озвучило предварительные итоги приемной кампании в вузах.
Самыми непопулярными у абитуриентов оказались направления «образование и педагогика», «физико-математические науки» и «металлургия, машиностроение и металлообработка». Рассказывает газета «Труд» от 22 сентября в заметке «Страна недосчиталась педагогов».
 
Летом вузы нашей страны готовились принять 397,2 тысячи абитуриентов по программам подготовки специалистов и бакалавров, а также 30 тысяч будущих магистров. На начало учебного года контрольные цифры выполнены на 99,7%. Другими словами, 1200 абитуриентов не воспользовались возможностью получить высшее образование бесплатно. Более 600 свободных бюджетных мест приходится на направление «образование и педагогика», остальные — на специальности, связанные с металлургией и машиностроением, также не в чести у молодых людей физико-математические науки.
 
В последние годы число желающих посвятить свою жизнь обучению детей неуклонно снижалось. В прошлом году вузы недобрали всего 20 человек, в этом году ситуация намного печальнее. Статистика прошлых лет показывает: даже те, кто не один год учился на педагога, не спешат в школу. В крупных городах только 40% выпускников-учителей работают по специальности, в районных центрах — 85%.
Благоприятную ситуацию с трудоустройством в деревне и небольших городах объяснить легко: выпускники вузов идут в учителя, потому что альтернативы просто нет. А новоиспеченные специалисты в мегаполисах идут туда, где платят больше. И такую позицию можно понять, потому что ни в одном регионе страны мэры и губернаторы не добавляют к зарплате учителей столько, сколько московские власти.
 
Вообще ситуация с «педагогами», «физиками» и «металлургами» требует осмысления. Возможно, в прошлые годы вузы выпускали слишком много специалистов по направлению «образование и педагогика». Многие эксперты связывают данную ситуацию с демографическим спадом. Другие говорят, что родители и их чада задумываются о происходящем на рынке труда и о том, сколько выпускник будет зарабатывать. «И абитуриенты, и их родители анализируют, что происходит в отраслях, — говорит Евгений Егорушкин, заместитель начальника управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта „Образование“. — Год назад у нас в стране был строительный бум, и желающих освоить специальности этого направления было много. А если отрасль испытывает трудности, то и активность абитуриентов снижается».
 
Это подтверждается и предварительными данными приемной кампании. Самыми востребованными у абитуриентов были направления «гуманитарные науки», «морская техника», «сфера обслуживания», «архитектура и строительство», «информационная безопасность» и «геодезия и землеустройство». Исправить ситуацию можно — нужно увеличивать привлекательность профессии не за счет бюджетных мест в вузе, а за счет социальных благ. Невостребованность технических профессий у абитуриентов ректоры вузов и ответственные секретари объясняют также тем, что ЕГЭ по физике выбирали немногие школьники. Экзамен сложный, а бюджетных мест на эти специальности выделили больше, чем обычно.
 
******************************
 
Российские ПТУ и техникумы пустуют, так как все абитуриенты-2009 предпочли вузы, сообщает газета «Новые Известия» от 21 сентября в статье «Дураков нет».
 
Минувшим летом в некоторые столичные вузы было подано до 60 тыс. заявлений, тогда как многие региональные вузы, а также техникумы и профтехучилища до сих пор не могут набрать себе студентов. Такие данные представило в конце минувшей недели Федеральное агентство по образованию. Многие ПТУ были вынуждены продлить набор до января следующего года. Эксперты опасаются, что стремление большинства абитуриентов учиться только в столичных вузах в сочетании с демографическим спадом подорвет систему начального и среднего профессионального образования.

Самые престижные московские вузы приняли в этом году от 15 до 60 тысяч заявлений от абитуриентов. Как утверждает Федеральное агентство по образованию, конкурс в таких вузах достигал 50 человек на место. «Прошедший прием для ребят обернулся игрой в рулетку», – комментирует ситуацию президент Фонда «Образование» Сергей Комков. По его словам, успешно сдавшие ЕГЭ «воодушевились возможностью учиться в столице» и подавали документы по принципу «где повезет»: сразу в десятки вузов и на все возможные специальности от филологической до технической. В результате ведущие вузы получили огромное количество примерно одинаковых сертификатов, а многие абитуриенты до последней, третьей волны «висели в стоп-листе» и не знали, зачислены они или нет.

Региональные вузы, по данным Рособразования, напротив недобрали 1,2 тыс. абитуриентов – на направления «Педагогика», «Металлургия», «Машиностроение». Двадцати вузам, не набравшим абитуриентов на бюджетные места, был разрешен дополнительный прием до 31 августа, однако одиннадцати из них не помогла и эта мера. А уж в учреждениях среднего профессионального образования – техникумы и колледжи – и вовсе царит уныние. У нынешних выпускников школ они оказались не в почете. В 171 техникуме и колледже прием был продлен до 15 сентября. По итогам летнего набора семь из них набрали менее половины от положенного количества учащихся. Например, в городе Рыльске Курской области уже несколько лет от недобора страдают три колледжа: медицинский, аграрный и социально-педагогический. «Если раньше набирали до шести групп студентов, то сейчас едва одну-две», – рассказывает преподаватель социально–педагогического колледжа. Прием в колледж продолжается до сих пор, учащихся набирают всех, в том числе самых слабых, а преподавателям уже настолько снизили нагрузку, что многие из них вынуждены подрабатывать на стороне.

В еще более сложной ситуации находятся учреждения начального профессионального образования – ПТУ. Они вынуждены продолжить прием до 1 января следующего года. «При такой системе, в условиях демографического падения, все техникумы и региональные вузы, регулярно недобирающие студентов, будут обречены на вымирание», – прогнозирует Сергей Комков. В ближайшие годы количество выпускников школ будет сокращаться на 50 тыс. человек – эхо демографического спада середины 90-х. Комков видит главную проблему в том, что большинство выпускников школ выбирают профессию «неосознанно» и поэтому многие учебные заведения оказываются невостребованными. Ректор МГУ Виктор Садовничий подтверждает, что были абитуриенты, подававшие документы на все факультеты сразу: «Непонятно, чего этот человек хочет». С набором у Садовничего проблем не было – план набора выполнили уже за одну волну. Но нервозность и неразбериха была – на некоторые специальности из 40 рекомендованных к зачислению абитуриентов подлинники приносили десять.

 
*****************************
 
2009/2010 учебный год пройдет под знаком Болонского процесса. В следующем году он должен окончательно превратить Европу в единое образовательное пространство. А с 1 сентября в него вошла и Россия. Правда, как водится, не так, как остальные. По мнению экспертов, кризис — хороший повод для ревизии Болонских соглашений, пишет газета «Московский Комсомолец» от 20 сентября в статье «Ревизор для бакалавра».
 
Болонский процесс задумывался в конце прошлого века как ответ на вызовы глобализации в сфере образования. Сложившееся к тому времени единое экономическое, финансовое, а в Европе вдобавок и политическое пространство требовало единства образовательного. Ведь если человек родился и закончил школу в одной стране, получил диплом в другой, а нашел работу в третьей, понять, чего стоят его квалификации, можно, лишь научившись сравнивать их с теми, что получены претендентами из прочих частей объединенной Европы. А для этого надо не только признавать дипломы и сертификаты друг друга, но и сопоставлять учебные программы и курсы, изучаемые в рамках одной специальности в разных странах. Морока, понятно, колоссальная. Но зато открывается невиданная возможность получать образование сразу в нескольких странах, а по его завершении — и признаваемый повсюду диплом. И европейцы не пожалели сил и времени на унификацию своего высшего образования. Сложившиеся в итоге единые требования и подходы к нему и заложили основу Болонского процесса.

Главным документом Болонского процесса является лиссабонская “Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе”, подписанная в 1997 году. В числе первых стран-участниц — Великобритания, Франция, Германия, Италия и Испания. В настоящее время конвенцию подписали 46 стран, включая Россию. Впервые о своем намерении войти в Болонский процесс наша страна заявила в 2003 году, а в 2007 году в российское законодательство были внесены необходимые изменения, вступившие в силу в 2009 году.

Основные обязательства стран-участниц таковы. Первое: введение многоступенчатой системы высшего образования. Нижняя ступень — 3—4-летняя подготовка бакалавра; средняя — 2-летняя магистратура; высшая — степень доктора наук (аналог российского кандидата). Ни традиционного для нашей страны всеобщего непрерывного 5-летнего обучения специалиста, ни более высокой, российской степени доктора наук схема не предполагает. Второе: отказ от старых учебных планов и разбивка дисциплин на модули (отдельные учебные курсы или группы курсов). Какие из них слушать и сдавать, выбирают сами студенты. В итоге каждый учится по индивидуальной программе. Третье: переход на кредитно-зачетную систему ECTS (European Credit Transfer System), позволяющую сопоставлять глубину курсов, пройденных в вузах разных стран. 1 балл-кредит составляет 25—30 учебных часов. А за год, прослушав все свои модули, каждый студент должен набрать в общей сложности 60 кредитов. Четвертое: отказ от чисто знаниевого подхода в пользу компетентностного (на первый план выходят не теоретическая подготовка, а умения и навыки).

Формально с 1 сентября 2009 года к этим благам приобщается и Россия. И это вроде неплохо. По последним данным ЮНЕСКО, Россия входит в десятку стран мира, посылающих за рубеж наибольшее число студентов, а значит, возможности наших ребят возрастут. Сегодняшняя реальность, по словам первого проректора — проректора по учебной работе РУДН Александра Ефремова, показывает, что времена закрытых экономик и рынков труда прошли. “Если выпускники вузов России в условиях мировой конкуренции хотят оказаться востребованными, они должны быть не только отличными профессионалами, но пройти уровни обучения, которые определены мировым сообществом. Они должны знать иностранные языки, владеть информационными технологиями и предъявить своему будущему работодателю понятные во всем мире документы”. И такая возможность у них появляется.
Но некоторые моменты все же смущают. Прежде всего насильственный характер “болонизации” в России — неведомый ни одной другой стране-участнице и противоречащий как правилам, так и практике создания единого европейского образовательного пространства. Только у нас вузам диктуют сверху, сколько каких категорий выпускников им готовить, и насаждают бакалавриат. Все другие ведущие европейские страны сумели привязать свои нетрадиционные квалификации к основной модели, вписав свои системы образования в Болонскую. В Германии, например, сохранилась степень, аналогичная российскому доктору наук, а значит, четырех-, а не ортодоксальная трехступенчатая система образования. Французы также сохранили 4 из имевшихся у них ступеней, а настырные шотландцы — целых 6. Ряд же вузов стран — участниц процесса и вовсе в него не вошли, как, скажем, британский Оксфорд или французская “Эколь политекник”. А тамошним чиновникам и в голову не пришло загонять их туда палкой. Благо Лиссабонская конвенция оставляет за подписантами право на оговорки и частичное вхождение в процесс — специально для того, чтобы страны-участницы могли максимально сохранить собственные традиции образования, не ломая их, а адаптируя к единым условиям.
Только Россия зачем-то взялась рубить свою систему образования под корень. И, что гораздо хуже, этим ее приобщение к единому европейскому образовательному пространству пока и ограничилось. С 1 сентября по большинству специальностей прекращен набор на 5-летний специалитет (он сохранится лишь для важнейших направлений вроде медицинских и силовых), а вузы переориентировались на массовый выпуск бакалавров. То есть 4-летнюю подготовку квалифицированных исполнителей широкого профиля и низшей ступени академической иерархии. Переход на вторую, магистерскую ступень будет ограничен вступительными экзаменами, а для подавляющего большинства соискателей еще и необходимостью платить за учебу (по некоторым оценкам — для 80—90% набора). При этом новых программ у нас нет: вузы норовят не создавать с нуля принципиально другие 4-летние планы обучения бакалавров, а обкорнать на год старые — 5-летние специалитетные. В итоге российское высшее образование укоротилось и удорожало, а его качество стало более чем сомнительным. “Болонская система имеет большие плюсы, — заявил зампред думского Комитета по образованию Гаджимет Сафаралиев. — Например, взаимное признание дипломов, единые стандарты образования или единство подходов к образованию в целом. Однако она имеет и большие минусы. Во всяком случае, для России с ее особенностями. Мы — огромная страна и по территории, и по числу проживающих у нас народов, причем не приехавших откуда-то извне, а живущих здесь изначально. Подчас регион значительно отличается от другого, соседнего, — другая культура, другой менталитет. Отсюда крайняя неоднородность нашей системы образования, что резко сужает возможности для ее унификации.
 
Второй важный момент. В России нет инфраструктуры, типичной для англо-американской системы образования — прежде всего я имею в виду бакалавриат. Мы привыкли, что полноценное высшее образование дает диплом специалиста, отучившегося 5—6 лет. Поэтому на них в основном и спрос, а бакалавры считаются недоучками и не могут найти работу. Наконец, Болонская система предполагает единую степень доктора наук. Но по нашей научной табели о рангах это всего лишь кандидат.
Российский доктор — ученый гораздо более высокого уровня. А куда его девать при новой системе? Аннулировать и тем самым снизить общий уровень нашей науки? Все эти нюансы не позволяют нам полностью и без потерь перейти на новую систему. России, безусловно, надо интегрироваться в мировую систему. Но сохраняя свои особенности. Так что в связи с кризисом, думаю, и наше вхождение в ВТО, и в Болонский процесс стоит отложить”. Работодатели того же мнения. “Сейчас нелегко трудоустроиться даже со степенью магистра, не то что бакалавра, — рассказал замдиректора Центра арбитража и посредничества Торгово-промышленной палаты Михаил Савранский. — Причем не только в нашей, юридической, или, скажем, в медицинской сфере. Никто не хочет, чтобы турбины ГЭС эксплуатировали люди с 4-летним образованием! Нам очень трудно определить, какую социальную ступеньку должен занимать бакалавр — рабочего или квалифицированного служащего. Ведь на рабочей специальности он не захочет работать сам, а мастеров, как и прежде, готовят техникумы. Ускоренное введение Болонской системы в России оставляет много вопросов. Возможно, нужно тщательно изучить наши потребности в бакалаврах по всем отраслям. В любом случае кризис — хорошая возможность вернуться к этой идее и посмотреть, как сделать, чтобы из вуза не выходили недоученные специалисты”.
 
***************************
 
Начался новый эксперимент по господдержке образовательных кредитов, который продлится до конца 2013 года. Обозреватель "Известий" выяснил подробности того, как, кому и на каких условиях будут выдавать кредиты на учебу. Об этом – в статье «Исправил "тройку" - получи деньги», опубликованной в «Известиях» от 21 сентября.
 
Прежде всего, кредиты будут действительно льготными. "В течение всего срока обучения в вузе и трех месяцев после его окончания студент не выплачивает банку основной долг по кредиту, - отметил замминистра образования и науки Владимир Миклушевский. - В этот период государство субсидирует банку процентную ставку. В течение первого и второго года пользования образовательным кредитом студент выплачивает только часть процентной ставки: 40% и 60% соответственно. Срок возврата кредита мы увеличили вдвое: теперь получатель должен будет вернуть деньги банку в течение десяти лет после окончания вуза. По нашим расчетам выпускник будет выплачивать порядка 4-7 тысяч в месяц.
Кроме того, студенту теперь не нужно предоставлять обеспечение по кредиту (залог или поручительство), а при досрочном погашении штрафные санкции не налагаются".
 
По правилам эксперимента студенты вузов смогут получать кредиты на оплату обучения под поручительство государства, которое будет на 3/4 ставки рефинансирования Центробанка субсидировать действующую процентную ставку кредитора (с учетом господдержки). Максимальная процентная ставка по таким кредитам не может быть выше четверти ставки рефинансирования, увеличенной на 3% (на сегодня это составляет 5,625% годовых). Банки - участники эксперимента будут получать из федерального бюджета субсидии на возмещение части затрат по невозвращенным кредитам в размере до 20% общего объема выданных образовательных кредитов. Помимо этого, государство обязалось субсидировать банкам выпадающие доходы в размере 3/4 ставки рефинансирования ЦБ России, действующей на дату заключения договора, в течение всего периода пользования кредитом.
 
Кто может рассчитывать на образовательные кредиты? Прежде всего, те студенты, которые, по словам Владимира Миклушевского, "во-первых, хорошо успевают, во-вторых, учатся на востребованных экономикой специальностях и, в-третьих, - в тех вузах, которые дают качественное образование". До конца сентября Минобрнауки России выработает критерии успеваемости студентов и требования к вузам - участникам эксперимента. Перечень таких вузов будет составляться ежегодно. Но в этот список войдут только высшие учебные заведения, имеющие госаккредитацию, в том числе и негосударственные. Для абитуриентов - свой критерий. "Получить кредит смогут те абитуриенты, которые показали хороший результат по профильному предмету ЕГЭ, но не добрали немного баллов до проходного - в пределах 20% от разницы между проходным баллом и минимальным баллом по этому предмету, - поясняет Владимир Миклушевский. - Предположим, 60 баллов - это проходной балл на конкретную специальность по бюджету, минимальный балл - 20, в таком случае на получение кредита могут претендовать абитуриенты, набравшие от 52 до 60 баллов. Если же молодой человек поступает на направление подготовки, где только внебюджетные места, тогда его результаты по ЕГЭ должны быть в пределах 20% от разницы между максимальным количеством баллов на это направление подготовки в данном вузе и минимальным баллом".
 
Государство готово стимулировать студентов получать хорошие отметки. Минобрнауки хочет ввести правило, по которому студент, получивший "тройку" две сессии подряд, не сможет рассчитывать на кредитный транш в очередном семестре. Платить за этот семестр ему придется самому. Если же после этого он получает на следующей сессии только хорошие оценки, транши возобновляются. Кстати, студенты, участвовавшие в предыдущем эксперименте и программе "Кредо" компании "Крэйн" и банка "СОЮЗ", также имеют возможность подключиться к данной схеме. Владимир Миклушевский пояснил "Известиям": "Для них будет действовать одно исключение: мы не станем требовать от этих студентов учиться только на "четверки" и "пятерки" и по востребованным специальностям, потому что, когда они брали кредит, таких требований не было".
 
По новым правилам кредит будет выдаваться в рублях. "Это принципиально важно, - считает замминистра, - потому что курс может меняться. Но, подчеркну, это не императив. Студент, имеющий образовательный кредит в банке "СОЮЗ", может оставаться в нем. Если же он пожелает перейти в те банки, которые будут участвовать в новом эксперименте (переговоры велись со Сбербанком, ВТБ 24 и Россельхозбанком), он сможет сделать это на новых условиях". Большинство экспертов считает, что 20% компенсации за невозвращенные кредиты - это максимальный риск невозвратов в банковской системе, и такие условия могут подтолкнуть отечественные банки к участию в эксперименте. По мнению одного из разработчиков проекта закона "Об образовательных кредитах" - депутата Госдумы Анатолия Аксакова, уже нынешней осенью многие банки, в том числе региональные, начнут выдавать кредиты на учебу по новой схеме.
А вот его коллега - депутат Павел Медведев предлагает сократить места на популярных среди молодежи, но не востребованных рынком специальностях гуманитарного профиля и, напротив, увеличить их на инженерных и медицинских специальностях. По его мнению, это резко уменьшит в стране количество случайных студентов, а выдача образовательных кредитов станет более рациональной и действительно гарантированной. Эту позицию разделяют и в Минобрнауки.