ОБЗОР ПРЕССЫ № 292

03 сентября 2008
 Россия встречает очередной День знаний. Он отличается заметным сокращением численности учеников: последствия демографического спада продолжают выкашивать образовательное пространство страны. Особенно остро его по-прежнему ощущают школы. «В новом учебном году школьников стало меньше, а студентов – больше» - заметка с таким заголовком опубликована в газете «Московский Комсомолец» от 1 сентября.
 
Как сообщили в Минобрнауки, в 2008-2009 учебном году за школьные парты страны сядут в общей сложности 13,3 млн. ребят. Это на 400 тыс. меньше, чем в 2007 году (для сравнения в 1995-1996 учебном году в российских школах учились 22 млн. детей). При этом, как и в предыдущем году, в школы придут 1,24 млн. первоклассников – на 16 тыс. больше, чем в 2006-2007 году.  Сократилось и количество школ. Сразу 1,8 тыс. были признаны ветхими или аварийными и закрылись навсегда. Часть – прошли капремонт и открылись снова, а вместе с ними  1 сентября приняли ребят 229 новых школ. В итоге общее количество школ по России в 2008-2009 учебном году составило 59 260, включая филиалы и отделения с правами юридического лица. Это на 138 меньше, чем в предыдущем учебном году. Подавляющее большинство сохранившихся школ -- 56,7 тыс. – дневные общеобразовательные учреждения. Вечерние-экстернатный сектор среднего образования представляют около 2,5 тыс. школ. 
 
По состоянию на последние выходные перед 1 сентября, по данным региональных органов управления образованием, замечания Государственного пожарного надзора не были устранены в 36 школах (на 27 августа таких школ было 88). Еще 35 общеобразовательных учреждений были остановлены на плановый ремонт.  Заработала и система профессионального образования. Сектор высшего продолжает расширяться. В 2008-2009 году в российских вузах будут в общей сложности учиться 7,46 млн. студентов, в том числе в негосударственных ‑- 1 млн. 252 тыс. человек. Между тем, как  в прошлом учебном году в системе ВПО обучалось 7 млн. 310 тыс. человек, из них в негосударственных ‑ 1 млн. 176 тыс. студентов. В общей сложности 1 сентября открылись 1 108 вузов, примерно треть которых составляют негосударственные. 
 
Немного улучшилось и положение в начальном профобразовании. В стране открылись 3226 колледжей и ПТУ  с общим контингентом обучающихся  1 млн. 188 тыс. 700 человек (в прошлом учебном году – 1 млн. 548 тыс. 736 человек). А вот спад интереса к среднему профобразованию продолжается. В 2008-2009 году будут действовать 2739 учреждений СПО, в которых будет обучаться 2 млн. 288 тыс. человек, в том числе по очной форме ‑ 1 млн. 749 тыс. 200 человек. В прошлом учебном году студентами техникумов были 2 млн. 408 тыс. 212 человек.
 
********************************
 
Профессия школьного учителя остается в России одной из самых дефицитных, сообщает газета «Новые Известия» от 28 августа в статье «Пусто у доски». Представители Минобразования рапортуют о готовности школ к началу учебного года. Проведен ремонт в классах, созданы условия для безопасности детей, приняты новые нормативы школьного питания. Между тем, как отмечают эксперты, за этими победными реляциями прячется одна из острейших проблем образования – дефицит учителей. Несмотря на заверения министра Андрея Фурсенко о том, что в российских школах учителей даже больше, чем нужно, практически во всех регионах не хватает педагогов. Это тем более удручает, что по статистике 70% выпускников педвузов не идут работать по специальности. Их отпугивает низкая зарплата и отсутствие перспективы на будущее.

Нехватка преподавательских кадров – общемировая головная боль. По данным ЮНЕСКО, чтобы достичь всеобщего доступа к начальному образованию к 2015 году, понадобится дополнительно 18 млн. учителей. Поэтому, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что в наших школах работает в полтора раза больше педагогов, чем нужно, в учительском сообществе его не поняли. Вообще у министра довольно своеобразный взгляд на ситуацию в сфере среднего образования. Так, отчитываясь в очередной раз перед депутатами Думы о том, как продвигается реформа школы, он посетовал, что опытные педагоги не уступают места молодым. «Молодежь не идет работать не только из-за низкой зарплаты, – пояснил министр, – но и из-за того, что все места заняты». Вопрос: все ли?

«По моим данным, нехватка учителей в регионах составляет около 40%, – сообщил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.– Говоря о переизбытке учителей, министр мог иметь в виду процесс реструктуризации. Каждый год ликвидируется около 700 учебных заведений, существует план по закрытию малокомплектных сельских школ. В прошлом году только в одной Калужской области их было закрыто двадцать». По Фурсенко выходит, что учителя из закрытых школ должны заполнять вакансии в тех, что еще работают. Однако эксперты отмечают, что на селе сейчас преподают в основном пенсионеры. Перебраться в поселок по соседству им достаточно проблематично – нет жилья, да и на кого огород с курами оставишь. Как удалось выяснить, если в Москве проблема нехватки учителей в последний год была почти решена путем повышения заработной платы, кадровый голод в регионах по-прежнему ощутим очень остро.

В Нижегородской области не хватает 724 педагога. Об этом накануне учебного года заявил министр образования и науки области. В Удмуртии за две недели до 1 сентября были не заполнены 325 вакансий. Некому преподавать информатику, химию, биологию и технологию. В школах Тюменской области не хватает предметников по физике, истории и обществознанию. В Челябинской области дефицит учителей иностранного языка. Свободны 285 ставок. Трудно найти учителей начальных классов и физкультуры. По мнению экспертов, основная причина нехватки учителей в России – низкая зарплата. Тот же Андрей Фурсенко констатировал это в одном из интервью: «Официально до 70%, а неофициально и все 90% выпускников педагогических вузов идут работать кем угодно – менеджерами, официантами, экскурсоводами, только не учителями».

«За несколько дней до начала учебного года в нашей школе остаются незаполненными вакансии четырех преподавателей английского языка, – рассказала учитель одной из школ Екатеринбурга Татьяна Вахрушева. – В отличие от Москвы, где платят надбавку за язык, и зарплата учителя иностранного языка около 30 тысяч, у нас все та же ставка 7 тысяч рублей для педагога первой категории. Сейчас не хватает историка и двух математиков. Большинство учителей предпенсионного возраста». Татьяна Вахрушева рассказывает, что когда она работала завучем, то, пытаясь зарекрутировать выпускников на работу в свою школу, пошла на педагогический факультет университета: «Они буквально смеялись мне в лицо, – вспоминает учительница.– Никто не хотел идти работать за такую нищенскую зарплату». Учителя – те, что не сбежали с корабля – время от времени пытаются роптать. Но если на самом верху раздаются заверения в том, что зарплаты будут повышены, на местах их далеко не всегда слышат.

«Так называемые ножницы в оплате труда учителей в разных регионах очень велики, – пояснил директор московского центра образования «Царицыно», член Общественной палаты Ефим Рачевский.– Самые высокие зарплаты в Москве и в Тюмени. Но есть регионы, где учителям платят мало». Иные данные у члена комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты Любови Духаниной: «Мы проводили исследование и выяснили, что средняя зарплата учителей соответствует средней рыночной зарплате в экономике, – рассказала г-жа Духанина. – Во многих регионах предусмотрены системы надбавок, вводится дифференцированная оплата труда. В ряде областей зарплата зависит от квалификации педагогов». Хочешь жить – умей вертеться. «Чаще всего, чтобы выжить, учитель набирает по полторы, по две ставки, – отмечает Сергей Комков. – От этого страдает качество преподавания. Педагог работает на износ и неизбежно халтурит».

Эксперты обеспокоены тем, что в большинстве школ преподают исключительно женщины. Заниматься благородным делом за маленькие деньги с полной отдачей могут себе позволить те, у кого мужья имеют хорошо оплачиваемую работу. Среди учительниц немало пенсионерок. Работая и получая пенсию, они в состоянии обеспечить себе относительно пристойное существование. «В нашем городе очень большой дефицит педагогов-мужчин, – признался начальник управления образования города Кирова Василий Кощеев. – В основном не хватает учителей физкультуры, информатики и технологии. Многим приходится работать по совместительству сразу в нескольких школах». Эксперты отмечают: в России до революции в городских гимназиях преподавали исключительно мужчины, молоденькие выпускницы педагогических училищ ехали в сельские школы. Преобладание мужчин в учительской профессии продолжалось до войны, с которой многие из учителей не вернулись, и женщинам пришлось занять их место. Сегодня ничего не делается для того, чтобы мужчины вели те предметы, которые им сам бог велел вести.

«Нам не хватает учителей физики и информатики, – рассказала Наталья Сафонова, начальник отдела образования города Чайковский Пермского края. – Средняя зарплата учителя у нас в городе 9 тысяч рублей. Разве на эти деньги мужчины могут прокормить семью? Поэтому все они уходят в коммерческие структуры. С трудом удается привлечь в школы физкультурников. Кроме того, все часто упирается в проблему жилья. Нужна специальная программа обеспечения квартирами молодых специалистов». По мнению экспертов, то, что у нашей школы женское лицо, отрицательно сказывается на психическом здоровье мальчиков, особенно тех, кто растет в неполных семьях. Лишенные отцовского пригляда, не получившие мужского воспитания, они растут бесхарактерными, легко поддаются влиянию и в результате зачастую оказываются изолированными от общества.

 

В сентябре 2005 году, выступая перед правительством и членами Госсовета, Владимир Путин говорил о том, что «необходимо ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им уроков и перейти на новую систему оплаты труда. В ее основе должно быть качество преподавания». Завершить переход на новую систему оплаты труда предполагается в 2010 году. Пока же, как удалось выяснить «НИ», в большинстве регионов проблему дефицита педагогических кадров и низкой оплаты труда решают по старинке, латая «тришкин кафтан». «У нас в области сейчас 97 учительских вакансий, – рассказала Ольга Тарасова, специалист отдела кадров министерства образования Ульяновской области. – И все они будут заполнены за счет распределения часов между работающими педагогами – по две-две с половиной ставки. Хотя молодым специалистам мы даем так называемые подъемные, 3–10 тысяч рублей, к нам они пока идут неохотно». По словам г-жи Тарасовой, в Ульяновске разрабатывается программа, которая должна способствовать притоку молодых специалистов в сельские школы. За первый год работы учитель получит «бонус» в 20 тыс. рублей. Если выдержит, в следующем году получит уже 40 тыс., а еще через год – 60 тыс. рублей.

Во многих регионах принимаются аналогичные меры стимулирования молодых специалистов. Так, например, в Иркутске вчерашние студенты педагогических вузов получают в качестве единовременного пособия 5 тыс. рублей. В Екатеринбурге размер подъемных в пять раз больше. В Нижнем Новгороде, где еще два года назад остро ощущался дефицит учителей, была в спешном порядке принята программа по социально-экономической поддержке молодых специалистов. «В этом учебном году 98% школ в городе и области полностью укомплектованы учителями, – рассказал пресс-секретарь заместителя губернатора Нижегородской области по социальной политике Наталья Полякова. – Молодым учителям, которые идут работать в сельских школах, предоставляется жилье, машина, прибавка к зарплате. Но при этом они обязаны отработать по специальности минимум десять лет». Понятно, что такое стимулирование может сработать один год, но если ситуация в целом не улучшится, текучки учительских кадров не избежать. Даже когда речь идет о стимулировании рублем, требуется стратегический подход.

«Очень многое зависит от видения высокопоставленными чиновниками проблемы, – считает Ефим Рачевский. – Например, правительство Москвы делает все, чтобы привлечь молодых специалистов. Так, в Южном округе в школы сейчас пришли 252 молодых учителя. Им первые три года будут доплачивать 50% к основной зарплате. В дефиците, там, где он есть, виноваты в первую очередь губернаторы. Они либо «прохлопали» проблему, либо у них в регионе отсутствует образовательная стратегия». Андрей Фурсенко, пытаясь обосновать свой тезис о том, что никакого учительского дефицита в стране нет, приводил такие цифры: на одного учителя в России приходится 10 школьников, тогда как в Европе – 15. Однако есть и другие цифры. «Россия остается одной из самых отсталых стран в области образования, – говорит Сергей Комков. – Мы тратим на эту сферу всего 3 % ВВП, тогда как в странах Европы на образование приходится 7–8% ВВП, в США – 11%, а в Китае – 12% ВВП. Весь мир идет по пути повышения качества среднего образования. Там давно сократили нагрузки на учителя и количество учащихся в классах».

У нас же размер зарплаты педагога пока напрямую зависит от числа детей в классе. Между тем, в «Рекомендации о положении учителей», принятой ЮНЕСКО еще в 1966 году, прямо сказано: «Некоторые меры, направленные на решение проблемы нехватки учителей, такие, как чрезмерное увеличение наполняемости классов или учебной нагрузки, несовместимы с целями и задачами образования и наносят ущерб детям». «Почему молодые не хотят идти в школы? – задается риторическим вопросом Ольга Тарасова. – Потерян престиж профессии. По телевидению вовсю рекламируются другие специальности – в тех же сериалах. И, заметьте, никогда не рекламируют профессию школьного учителя. В советское время школа была центром общения. Учитель был авторитетом». Доцент кафедры русской литературы Московского педагогического гуманитарного университета Владимир Мескин убежден, что «на государственном уровне в России отсутствует понимание приоритетного значения образования. И последствия такой недальновидной политики в сфере образования мы ощутим уже очень скоро».

 
*******************************
 
ЕГЭ позволил абитуриентам поступать сразу в неограниченное количество учебных заведений. В регионах, где выбор вузов меньше, чем в столице, абитуриенты поступали сразу во все вузы. Это привело к рекордным конкурсам на востребованных факультетах региональных вузов. Анализ востребованности ВУЗов провела газета «Труд», и опубликовала результаты в статье «Конкурсный перебор»  в номере от 1 сентября.
 
Несколько десятков человек, претендующих на одно бюджетное место, - картина пока непривычная для российских вузов. Однако в Европе и Америке это обычная практика. После аттестационных экзаменов выпускники рассылают свои результаты во все понравившиеся высшие учебные заведения и ждут зачисления. В конечном итоге в вузах оказываются недавние школьники, у которых были самые высокие результаты за экзамены среди всех поступающих. Точно так же студентами российских университетов стали старшеклассники, получившие наибольшее количество баллов за Единый государственный экзамен. А то, что в каждый вуз достаточно принести результаты ЕГЭ, а не заново сдавать экзамены, как это было раньше, вдохновило и тех, у кого не слишком высокие баллы. В результате поступать сразу в несколько вузов решили практически все. А так как в любом регионе вариантов поступления меньше, чем в Москве или Санкт-Петербурге, то и конкурсы там получились выше. Опять же благодаря ЕГЭ увеличилось и количество студентов из регионов в Москве. Кстати, по данным департамента образования Москвы, столичные школы в этом году окончили 70 тысяч человек. А бюджетных мест в вузах здесь едва ли не в два раза больше.
 
В Тюменском государственном университете конкурс на факультет финансов, управления и бизнеса составил рекордные 80 человек на одно бюджетное место. Ответственный секретарь приемной комиссии университета Сергей Толстогубов отмечает, что такой высокий конкурс связан именно с тем, что поступающие могли подавать в вуз копию сертификатов Единого государственного экзамена и аттестата, а не подлинники. На модный факультет копии сертификатов отнесли едва ли не все городские абитуриенты.
Ответственный секретарь приемной комиссии Уральского государственного технического университета Михаил Понизовский соглашается: причина небывалых конкурсов - в механизме ЕГЭ. В качестве примера он приводит одну абитуриентку, которая поступила сразу в семь вузов, так как имела очень высокие баллы за ЕГЭ: 100 по литературе и 98 по русскому языку. В числе "виновников" высокого конкурса в вузах Михаил Понизовский отмечает и сокращение числа бюджетных мест. Так, на факультете экономики и управления УГТУ на шесть бюджетных мест стало меньше. В целом по России количество бюджетных мест в вузах сократилось на 3,8%.
 
А еще конкурс для тех, кто поступает на общих основаниях, растет из-за медалистов и тех абитуриентов, которые идут вне конкурса. Для зачисления тем, кто в активе имеет медаль, нужен лишь "пятерочный" сертификат Единого государственного экзамена по профильному предмету. А вот льготникам (детям-сиротам и инвалидам) достаточно и троек - и они тоже в числе студентов. В результате для "простых" абитуриентов остается не так уж много бюджетных мест и конкурсы увеличиваются. В вузах отмечают: и льготников, и медалистов год от года становится все больше.
 
*************************
 
Педагоги и психологи утверждают - для родителей первоклашек процесс адаптации к школьной жизни может оказаться даже более трудным, чем для самих детей. Так что избегайте типичных ошибок, на которых набило себе шишки не одно поколение родителей – советует газета «Аргументы и Факты» от 27 августа в статье «Без родительских ошибок».
 
Как правило, первоклассники ждут 1 сентября с волнением. Для семилетнего малыша школа - нечто новое и пугающее одновременно. Родители обычно либо превращают школу в страшилку, либо представляют школу этаким парком развлечений. «Задача родителей - помочь детям составить правильное представление о школьной жизни, - рассказывает школьный психолог Дина Костенко. - Не стоит запугивать ребёнка или сулить ему лёгкие победы. Объясните, что учёба - увлекательное, но ответственное дело, ради которого ему придётся чем-то пожертвовать». В Институте возрастной физиологии РАО проводилось исследование с применением аппаратуры для подготовки космонавтов, результаты показали: по степени напряжения состояние первоклассника в первые дни учёбы сопоставимо лишь с состоянием космонавта в условиях экстремальных перегрузок. «Первые полтора месяца в школе - период острой адаптации, - поясняет врач-педиатр Ирина Пискунова. - Не стоит усугублять ситуацию и одновременно с общеобразовательной начинать занятия в музыкальной, спортивной или художественной школе. Дополнительное образование нужно начинать либо за год до первого класса, либо отложить его на год позже».
 
Постарайтесь хотя бы в первой четверти не оставлять малыша на продлёнку - у детей, на которых навалилось «всё и сразу», успеваемость хуже. «Даже если у первоклассника не всё получается, ни в коем случае нельзя  показывать ему своё недовольство или разочарование. Он должен видеть, что родители относятся к его трудностям как к временному и вполне преодолимому явлению, - рассказывает кандидат психологических наук Татьяна Тарасова. - Отчитывая малыша, вы не только занижаете  его самооценку, но и программируете его на последующие неудачи».
 
Составьте правильный режим дня. Школьники должны гулять 3,5 часа в день (6-10 лет), ученики средней школы (11-14 лет) - 2 часа, а старшеклассники - 1,5. «Нехватка свежего воздуха, умственное  переутомление и хроническое  недосыпание  - основные причины возникновения неврозов, которые  сегодня отмечаются у половины российских школьников, - рассказывает Татьяна Тарасова. - Избежать этого поможет грамотно составленный режим дня, в котором должно найтись время не только для уроков, но и для прогулок, и для игр, и для хобби. Готовить домашние занятия  нужно обязательно через 1,5-2 часа после возвращения из школы. Во-первых, после шести вечера сосредоточенность и способность воспринимать информацию резко снижается, а во-вторых, младшим школьникам заниматься перед сном противопоказано - из-за перевозбуждения ребёнок может плохо засыпать. Следствие - накапливается усталость, которая потянет за собой стрессы и болезни».
 
Контролируйте, но не опекайте. «Выполняя ежедневно домашние задания вместе с ребёнком, вы убеждаете его в том, что он не справится с этим делом самостоятельно, - утверждает Дина Костенко. - Через пару месяцев ваш первоклассник перестанет даже приниматься за уроки, если вас не будет дома. Разумеется, в случае необходимости вы можете помочь, но ребёнок должен понимать: уроки - его работа и за её результаты отвечает только он».